Вот и подрос у мамы с папой маленький помощник. Еще вчера он только учился ходить, а сегодня уже готов в одиночку пуститься в поход за молоком и хлебом. Как помочь малышу быстрее стать самостоятельным, хорошо ориентироваться в магазине и избежать криков «хочу это! купи вон то!»? Только отправившись на шопинг вместе с ним…
Когда ребенок еще «гуляет» по магазину, сидя в продовольственной тележке и тыкая маленьким пальчиком в сторону желаемых товаров, он уже приобретает необходимый жизненный опыт. В 5–6 лет, получив первые математические знания, ваше чадо уже способно делать самостоятельные шаги.
Извлекаем уроки
* Начиная с 2–2,5 лет наши детки уже могут отождествлять товары с телевизионной рекламой. Затейте игру, поручив ребенку отыскать тот или иной «рекламный» продукт: это будет забавно и полезно для будущих самостоятельных покупок.
* Дети усваивают роль покупателя, видя, как мама пользуется вывесками о выгодных ценах на товар, сравнивает цены, использует карту покупателя и купоны на скидку. Начиная с трехлетнего возраста можно объяснять ребенку, что значит экономить деньги.
* Разумно тратя деньги, родители учат ребенка жить по средствам и отличать желания от потребностей. Покажите крохе, как нужно читать ценники. Расскажите, что у каждого продукта есть свой срок годности и его обязательно нужно смотреть. Объясните, как можно экономить, покажите, какой товар будет стоить дешевле: купленный в розницу, оптом или вразвес.
* Ребенок научится делать выбор и принимать решение, если вы позволите ему выбрать один из двух товаров. Спросите, почему он остановился именно на этом товаре, на что он ориентировался, похвалите и помогите исправить недочеты. У малыша появится привычка выбирать полезную еду, если вы поговорите с ним о пище как полезной, так и вредной для здоровья. Покажите ребенку два ластика — обычный (по 2 рубля) и с изображением какого-нибудь мультгероя (например, Человека-Паука). Объясните, что этот ластик стирает карандаш ничуть не лучше двухрублевого, но стоит в 15 раз дороже. Разговаривайте с ребенком о деньгах так же непринужденно, как вы беседуете о погоде. Делайте это достаточно часто, проверяя, насколько он учел ваши замечания и продвинулся в умении делать выбор.
* Обсуждая с ребенком истинность сведений, содержащихся в рекламе, вы будете развивать у него критическое мышление. Купите малышу две разные коробки с кукурузными хлопьями, обратите внимание на разницу в цене между разрекламированным товаром и тем, который не известен ребенку. Дома проведите эксперимент: пусть малыш угадает, в какой тарелке насыпаны известные ему хлопья, и скажет, насколько у них отличается вкус. А потом сделайте грамотные выводы в пользу экономии.
* Дети научатся отстаивать свои права, видя, как в магазине вы просите менеджера открыть новую кассу, если очередь слишком длинная или заменить товар, если он испорчен.
Итак, совместные походы в магазин с ребенком принесут больше пользы, если родители не будут молча класть товар в корзину, а постараются объяснить малышу сложную науку выбора. Конечно, отстаивать свои права или следить за сроком годности товара ваше чадо сумеет не сразу, но делать покупки ему можно поручать уже с 3–4 лет. Сначала вы будете стоять у него за спиной и подсказывать, как себя вести. Затем можно отправлять его с корзиной и списком одного, а самим ждать у входа в магазин. Ну и, наконец, дайте ему авоську и благословите на самостоятельный поход, оставшись ждать помощника дома. Наберитесь терпения и будьте снисходительны, если ребенок поначалу окажется рассеянным или, наоборот, слишком переусердствует. Некоторые недоразумения просто неизбежны.
Чему их только учат в школе!?
— По математике пятерка, а сдачу в магазине сосчитать не может!
Выполняя абстрактные математические операции и пересчитывая деньги, морковки и грибы дети задействуют разные структуры головного мозга. Даже ребенок с явными математическими способностями далеко не всегда может быстро и правильно рассчитаться с кассиршей. Потренируйте свое чадо на задачках про деньги (правда, их в учебнике намного меньше, чем «яблочных» и «грибных»), и скоро ребенок научится считать копейки лучше вас.
Чтобы сын или дочь не были похожи на Буратино, которого пытались одурачить все кому не лень, попробуйте смастерить следующую игру. Возьмите белый ватман, нарисуйте на нем 3–4 полки-витрины, приклейте на каждую полку картинки с «товаром» (то есть чем-то интересным для малыша: все-таки для него это игра, которая научит покупать), например, изображением корабля, часов, шоколадки, роликов, фломастеров. Под каждым предметом поместите ценник с цифрой и начинайте игру в продавца и покупателя. Когда ребенок немного освоится с правилами, можно «создавать» специализированные магазины, например овощные или молочные. Так вы легко научите ребенка классифицировать овощи, фрукты, одежду, мебель и прочее. Возьмите сначала вместо денег простые счетные палочки, но затем обязательно переходите на монетки. Такие игры дети очень любят: они учатся различать и запоминать цифры, складывать их и, конечно же, постигают культуру общения в магазине.
Клеим список!
— А это ты зачем купил?
— А ты разве не просила?
Известно, что без списка среднестатистический взрослый может запомнить 5–6 товаров, которые он должен купить в магазине. И это взрослый. Нечестно требовать от ребенка больше, чем он способен запомнить. Составьте на досуге список продуктов, которые ваша семья регулярно покупает в магазине. Выберите из него то, что можно поручить купить малышу. Для простоты сгруппируйте продукты: например, отдельно молочные, отдельно хлебобулочные.
Если ребенок не умеет читать, такой персональный детский список можно составить из маленьких картинок. Приклейте на листочек нужные изображения: два с хлебом (если нужно два батона), два с сушками, одну наклейку с молоком, 3–4 небьющихся товара — и список готов. Два или три таких перечня можно чередовать, доверяя ребенку покупку все новых и новых товаров. Сделанные таким образом списки можно использовать многократно.
За спрос не бьют в нос!
Помните: первые самостоятельные походы в магазин особенно трудны для стеснительного ребенка.
Уличив свое сокровище в том, что оно стесняется задавать вопросы продавцам, не ругайте его и не читайте лекции на тему «Надо быть увереннее в себе». Вспомните, что учиться быть смелым легче всего в игре рядом с мамой или папой, и отправляйтесь вместе в какой-нибудь незнакомый большой магазин. Пусть вашему маленькому спутнику достанется роль разведчика (цель — разведать, где продают любимые грецкие орехи) и экспериментатора (цель — проверить, вежливые ли здесь продавцы).
Не ждите моментальных результатов: чтобы научиться тратить деньги грамотно, потребуется последовательное и терпеливое обучение. Ведь, согласитесь, что многие из нас, будучи уже взрослыми, до сих пор учатся быть разумными в тратах.
Усердие не возбраняется
Пробегав полчаса по магазинам, малыш возвращается с пустыми руками и выпаливает: белых батонов по 10 рублей нигде нет, в магазине за углом есть батоны по 10,50, а через дорогу — по 7,80… Не выходите из себя — ребенок просто продемонстрировал свое добросовестное отношение к полученному заданию. А чтобы впредь избегать подобных накладок, всегда давайте малышу исчерпывающую инструкцию. Ведь может оказаться, что нужного продукта в магазине нет или у него другая цена, или он иначе упакован.
Когда ребенок еще «гуляет» по магазину, сидя в продовольственной тележке и тыкая маленьким пальчиком в сторону желаемых товаров, он уже приобретает необходимый жизненный опыт. В 5–6 лет, получив первые математические знания, ваше чадо уже способно делать самостоятельные шаги.
Извлекаем уроки
* Начиная с 2–2,5 лет наши детки уже могут отождествлять товары с телевизионной рекламой. Затейте игру, поручив ребенку отыскать тот или иной «рекламный» продукт: это будет забавно и полезно для будущих самостоятельных покупок.
* Дети усваивают роль покупателя, видя, как мама пользуется вывесками о выгодных ценах на товар, сравнивает цены, использует карту покупателя и купоны на скидку. Начиная с трехлетнего возраста можно объяснять ребенку, что значит экономить деньги.
* Разумно тратя деньги, родители учат ребенка жить по средствам и отличать желания от потребностей. Покажите крохе, как нужно читать ценники. Расскажите, что у каждого продукта есть свой срок годности и его обязательно нужно смотреть. Объясните, как можно экономить, покажите, какой товар будет стоить дешевле: купленный в розницу, оптом или вразвес.
* Ребенок научится делать выбор и принимать решение, если вы позволите ему выбрать один из двух товаров. Спросите, почему он остановился именно на этом товаре, на что он ориентировался, похвалите и помогите исправить недочеты. У малыша появится привычка выбирать полезную еду, если вы поговорите с ним о пище как полезной, так и вредной для здоровья. Покажите ребенку два ластика — обычный (по 2 рубля) и с изображением какого-нибудь мультгероя (например, Человека-Паука). Объясните, что этот ластик стирает карандаш ничуть не лучше двухрублевого, но стоит в 15 раз дороже. Разговаривайте с ребенком о деньгах так же непринужденно, как вы беседуете о погоде. Делайте это достаточно часто, проверяя, насколько он учел ваши замечания и продвинулся в умении делать выбор.
* Обсуждая с ребенком истинность сведений, содержащихся в рекламе, вы будете развивать у него критическое мышление. Купите малышу две разные коробки с кукурузными хлопьями, обратите внимание на разницу в цене между разрекламированным товаром и тем, который не известен ребенку. Дома проведите эксперимент: пусть малыш угадает, в какой тарелке насыпаны известные ему хлопья, и скажет, насколько у них отличается вкус. А потом сделайте грамотные выводы в пользу экономии.
* Дети научатся отстаивать свои права, видя, как в магазине вы просите менеджера открыть новую кассу, если очередь слишком длинная или заменить товар, если он испорчен.
Итак, совместные походы в магазин с ребенком принесут больше пользы, если родители не будут молча класть товар в корзину, а постараются объяснить малышу сложную науку выбора. Конечно, отстаивать свои права или следить за сроком годности товара ваше чадо сумеет не сразу, но делать покупки ему можно поручать уже с 3–4 лет. Сначала вы будете стоять у него за спиной и подсказывать, как себя вести. Затем можно отправлять его с корзиной и списком одного, а самим ждать у входа в магазин. Ну и, наконец, дайте ему авоську и благословите на самостоятельный поход, оставшись ждать помощника дома. Наберитесь терпения и будьте снисходительны, если ребенок поначалу окажется рассеянным или, наоборот, слишком переусердствует. Некоторые недоразумения просто неизбежны.
Чему их только учат в школе!?
— По математике пятерка, а сдачу в магазине сосчитать не может!
Выполняя абстрактные математические операции и пересчитывая деньги, морковки и грибы дети задействуют разные структуры головного мозга. Даже ребенок с явными математическими способностями далеко не всегда может быстро и правильно рассчитаться с кассиршей. Потренируйте свое чадо на задачках про деньги (правда, их в учебнике намного меньше, чем «яблочных» и «грибных»), и скоро ребенок научится считать копейки лучше вас.
Чтобы сын или дочь не были похожи на Буратино, которого пытались одурачить все кому не лень, попробуйте смастерить следующую игру. Возьмите белый ватман, нарисуйте на нем 3–4 полки-витрины, приклейте на каждую полку картинки с «товаром» (то есть чем-то интересным для малыша: все-таки для него это игра, которая научит покупать), например, изображением корабля, часов, шоколадки, роликов, фломастеров. Под каждым предметом поместите ценник с цифрой и начинайте игру в продавца и покупателя. Когда ребенок немного освоится с правилами, можно «создавать» специализированные магазины, например овощные или молочные. Так вы легко научите ребенка классифицировать овощи, фрукты, одежду, мебель и прочее. Возьмите сначала вместо денег простые счетные палочки, но затем обязательно переходите на монетки. Такие игры дети очень любят: они учатся различать и запоминать цифры, складывать их и, конечно же, постигают культуру общения в магазине.
Клеим список!
— А это ты зачем купил?
— А ты разве не просила?
Известно, что без списка среднестатистический взрослый может запомнить 5–6 товаров, которые он должен купить в магазине. И это взрослый. Нечестно требовать от ребенка больше, чем он способен запомнить. Составьте на досуге список продуктов, которые ваша семья регулярно покупает в магазине. Выберите из него то, что можно поручить купить малышу. Для простоты сгруппируйте продукты: например, отдельно молочные, отдельно хлебобулочные.
Если ребенок не умеет читать, такой персональный детский список можно составить из маленьких картинок. Приклейте на листочек нужные изображения: два с хлебом (если нужно два батона), два с сушками, одну наклейку с молоком, 3–4 небьющихся товара — и список готов. Два или три таких перечня можно чередовать, доверяя ребенку покупку все новых и новых товаров. Сделанные таким образом списки можно использовать многократно.
За спрос не бьют в нос!
Помните: первые самостоятельные походы в магазин особенно трудны для стеснительного ребенка.
Уличив свое сокровище в том, что оно стесняется задавать вопросы продавцам, не ругайте его и не читайте лекции на тему «Надо быть увереннее в себе». Вспомните, что учиться быть смелым легче всего в игре рядом с мамой или папой, и отправляйтесь вместе в какой-нибудь незнакомый большой магазин. Пусть вашему маленькому спутнику достанется роль разведчика (цель — разведать, где продают любимые грецкие орехи) и экспериментатора (цель — проверить, вежливые ли здесь продавцы).
Не ждите моментальных результатов: чтобы научиться тратить деньги грамотно, потребуется последовательное и терпеливое обучение. Ведь, согласитесь, что многие из нас, будучи уже взрослыми, до сих пор учатся быть разумными в тратах.
Усердие не возбраняется
Пробегав полчаса по магазинам, малыш возвращается с пустыми руками и выпаливает: белых батонов по 10 рублей нигде нет, в магазине за углом есть батоны по 10,50, а через дорогу — по 7,80… Не выходите из себя — ребенок просто продемонстрировал свое добросовестное отношение к полученному заданию. А чтобы впредь избегать подобных накладок, всегда давайте малышу исчерпывающую инструкцию. Ведь может оказаться, что нужного продукта в магазине нет или у него другая цена, или он иначе упакован.