Можно без преувеличения сказать, что самые известные в мире ботинки Dr. Martens обрели культовый статус и заняли почетное место в истории моды наряду с джинсами Levi’s, маленьким черным платьем Chanel или тренчем Burberry.
Появлением знаменитых ботинок мы обязаны врачу вермахта Клаусу Мартенсу. По одной из легенд, идея создать обувь с прочной и одновременно мягкой подошвой появилась у доктора весной 1945 года, когда он сломал лодыжку на лыжной прогулке. Впрочем, менее романтическая версия утверждает, что Мартенсу просто надоело носить тяжелую армейскую обувь с жесткой подошвой, и он разработал модель, не уступающую по прочности армейским ботинкам, а по степени комфорта – ортопедическим.
Первой парой инновационных ботинок, созданных уже через несколько недель после окончания войны, Клаус заинтересовал своего университетского приятеля Герберта Функа, имевшего отличное чутье на потенциальный коммерческий успех. В 1947 году друзья организовали производство, открыв небольшую фабрику в демилитаризованной Германии. В стране в массовом порядке уничтожались военные самолеты, шасси от которых идеально подходили в качестве материала для подметок. Также друзьям пригодилась и армейская форма: эполеты шли на стельки, а кожаные офицерские штаны превращались в прекрасные ботинки.
Фабричное производство ботинок быстро встало на поток, и обувь постепенно завоевала успех у немцев.
Удивительно, но в конце 40-х – начале 50-х грубые «мартенсы» снискали популярность среди дам бальзаковского возраста. Что в общем-то было оправдано: женщинам приходилось много работать в тяжелое послевоенное время, и надежная и удобная обувь стала для них настоящим открытием. Популярность ботинок вскоре достигла таких масштабов, что в 1952 году друзья смогли открыть собственную фабрику в Мюнхене.
В 1959 году Мартенс и Функ задумались о выходе своих ботинок на европейский рынок. Первым шагом на пути к мировой славе стал британский каталог кожаной одежды и обуви Shoe & Leather News: на страницу с «мартенсами» обратил внимание Билл Григгс, владевший компанией R. Griggs & Co.
Продукция английской фирмы была ориентирована на тех, кто в прямом смысле зарабатывал на жизнь ногами: почтальонов, заводских рабочих, полицейских, строителей. Ботинки Григгса, как и ботинки Мартенса, имели свой отличительный знак. Обувь английского бизнесмена получила стальной стакан в носке изделия, позволявший паре сохранять свежий вид и прочность на протяжении долгого времени.
Предприимчивый англичанин, недолго думая, связался с Мартенсом и Функом и выкупил у немцев главное, что у них было, – патент на революционную воздушную подошву.
Первым делом в компании Григгса взялись за объединение немецкой новинки и английского ноу-хау: ботинки Мартенса снабдили григгсовским стальным стаканом в мыске. Затем взялись за внешний вид ботинок: носки стали более округлой формы, бока приподняли, а кант прошили привычной теперь уже желтой нитью. Подошву также немного подкорректировали, добавили протекторы и назвали изобретение AirWear. И уже перед самым выходом модели на британский рынок было решено изменить классический черный цвет на смелый вишневый.
1 апреля 1960 года Британия увидела Dr. Martens – темно-красные ботинки с восемью отверстиями для шнуровки. Модели был дан номер 1460, а вскоре в производство вышла еще более удобная вариация «мартенсов» – с тремя отверстиями для шнурков.
Поскольку обувь была рассчитана на простых рабочих, соотношение цена – качество помогло ботинкам укрепиться на рынке: одна пара стоила 2 фунта, а носились эти ботинки намного дольше других. Так «мартенсы» вступили в 60-е.
В конце 60-х «мартенсы» поменяли ориентацию, превратившись в излюбленную обувь хулиганов и радикально настроенных граждан. Лондонские «хард моды» носили мартенсы вместе с куртками-бомберами и наголо брили головы. Модам наследовали скинхеды, фирменной визиткой которых тоже стали вишневые «мартенсы». В них скины уверено чувствовали себя даже в уличном бою – как, впрочем, и полицейские.
Новая аудитория быстро росла, цены на брутальную обувь – тоже. Это стимулировало появление множества фирм, имитировавших знаменитые ботинки. Например, хорошо известные Grinders также норовили отбить клиентов у R. Griggs & Co.
Об уникальности «мартенсов» миру напомнил Сид Вишез. Легендарный участник Sex Pistols, выйдя в этих ботинках на сцену, не только вернул к жизни обувь маргиналов, но и подарил ее Америке.
И началась настоящая истерия – в «мартенсах» ходила абсолютно вся богема, от Курта Кобейна до Мадонны. Ботинки меняли высоту и расцветку, но всегда оставались отличительным знаком богемной субкультуры.
Сейчас Dr. Martens приживаются в гардеробах не только музыкантов, но и многих модниц. Тем более что знаменитая обувная марка делает все, чтобы не сдавать позиций. Например, сотрудничает со знаменитыми на весь мир дизайнерами. Несколько лет назад в дуэте с японцем Йоджи Ямамото была создана яркая капсульная коллекция: ботинки, украшенные традиционными японскими принтами, будто срисованными с кимоно.
А в начале осени этого года бельгийский дизайнер и креативный директор дома Jil Sander Раф Симонс представил свою коллекцию «мартенсов». В коллекцию Симонса помимо традиционных ботинок вошли даже вечерние туфли из черной и коричневой золотой кожи, а также ботинки бронзового и золотого цвета.
«Мартенсы» оставили след в коллекциях многих модных домов. В разное время обувь, стилизованная под культовые ботинки, появлялась в коллекциях Chloe и Sonia Rykel. Этим летом демократичный бренд H&M также представил на суд модниц свою версию знаменитой обуви в трех цветах: черном, белом и розовом.
Российские дизайнеры также вспомнили о грубых ботинках в своих осенне-зимних коллекциях 2009/10. Анастасия Железнова, модельер бренда Anastasia Z, в своей коллекции Grunge представила одежду, которую стоит носить именно с классическими Dr. Martens.
«Мартенсы» давно уже заняли место в авангарде культа обуви, и еще много лет молодежь будет идти вперед в грубых армейских ботинках, неся в мир прекрасное.
Появлением знаменитых ботинок мы обязаны врачу вермахта Клаусу Мартенсу. По одной из легенд, идея создать обувь с прочной и одновременно мягкой подошвой появилась у доктора весной 1945 года, когда он сломал лодыжку на лыжной прогулке. Впрочем, менее романтическая версия утверждает, что Мартенсу просто надоело носить тяжелую армейскую обувь с жесткой подошвой, и он разработал модель, не уступающую по прочности армейским ботинкам, а по степени комфорта – ортопедическим.
Первой парой инновационных ботинок, созданных уже через несколько недель после окончания войны, Клаус заинтересовал своего университетского приятеля Герберта Функа, имевшего отличное чутье на потенциальный коммерческий успех. В 1947 году друзья организовали производство, открыв небольшую фабрику в демилитаризованной Германии. В стране в массовом порядке уничтожались военные самолеты, шасси от которых идеально подходили в качестве материала для подметок. Также друзьям пригодилась и армейская форма: эполеты шли на стельки, а кожаные офицерские штаны превращались в прекрасные ботинки.
Фабричное производство ботинок быстро встало на поток, и обувь постепенно завоевала успех у немцев.
Удивительно, но в конце 40-х – начале 50-х грубые «мартенсы» снискали популярность среди дам бальзаковского возраста. Что в общем-то было оправдано: женщинам приходилось много работать в тяжелое послевоенное время, и надежная и удобная обувь стала для них настоящим открытием. Популярность ботинок вскоре достигла таких масштабов, что в 1952 году друзья смогли открыть собственную фабрику в Мюнхене.
В 1959 году Мартенс и Функ задумались о выходе своих ботинок на европейский рынок. Первым шагом на пути к мировой славе стал британский каталог кожаной одежды и обуви Shoe & Leather News: на страницу с «мартенсами» обратил внимание Билл Григгс, владевший компанией R. Griggs & Co.
Продукция английской фирмы была ориентирована на тех, кто в прямом смысле зарабатывал на жизнь ногами: почтальонов, заводских рабочих, полицейских, строителей. Ботинки Григгса, как и ботинки Мартенса, имели свой отличительный знак. Обувь английского бизнесмена получила стальной стакан в носке изделия, позволявший паре сохранять свежий вид и прочность на протяжении долгого времени.
Предприимчивый англичанин, недолго думая, связался с Мартенсом и Функом и выкупил у немцев главное, что у них было, – патент на революционную воздушную подошву.
Первым делом в компании Григгса взялись за объединение немецкой новинки и английского ноу-хау: ботинки Мартенса снабдили григгсовским стальным стаканом в мыске. Затем взялись за внешний вид ботинок: носки стали более округлой формы, бока приподняли, а кант прошили привычной теперь уже желтой нитью. Подошву также немного подкорректировали, добавили протекторы и назвали изобретение AirWear. И уже перед самым выходом модели на британский рынок было решено изменить классический черный цвет на смелый вишневый.
1 апреля 1960 года Британия увидела Dr. Martens – темно-красные ботинки с восемью отверстиями для шнуровки. Модели был дан номер 1460, а вскоре в производство вышла еще более удобная вариация «мартенсов» – с тремя отверстиями для шнурков.
Поскольку обувь была рассчитана на простых рабочих, соотношение цена – качество помогло ботинкам укрепиться на рынке: одна пара стоила 2 фунта, а носились эти ботинки намного дольше других. Так «мартенсы» вступили в 60-е.
В конце 60-х «мартенсы» поменяли ориентацию, превратившись в излюбленную обувь хулиганов и радикально настроенных граждан. Лондонские «хард моды» носили мартенсы вместе с куртками-бомберами и наголо брили головы. Модам наследовали скинхеды, фирменной визиткой которых тоже стали вишневые «мартенсы». В них скины уверено чувствовали себя даже в уличном бою – как, впрочем, и полицейские.
Новая аудитория быстро росла, цены на брутальную обувь – тоже. Это стимулировало появление множества фирм, имитировавших знаменитые ботинки. Например, хорошо известные Grinders также норовили отбить клиентов у R. Griggs & Co.
Об уникальности «мартенсов» миру напомнил Сид Вишез. Легендарный участник Sex Pistols, выйдя в этих ботинках на сцену, не только вернул к жизни обувь маргиналов, но и подарил ее Америке.
И началась настоящая истерия – в «мартенсах» ходила абсолютно вся богема, от Курта Кобейна до Мадонны. Ботинки меняли высоту и расцветку, но всегда оставались отличительным знаком богемной субкультуры.
Сейчас Dr. Martens приживаются в гардеробах не только музыкантов, но и многих модниц. Тем более что знаменитая обувная марка делает все, чтобы не сдавать позиций. Например, сотрудничает со знаменитыми на весь мир дизайнерами. Несколько лет назад в дуэте с японцем Йоджи Ямамото была создана яркая капсульная коллекция: ботинки, украшенные традиционными японскими принтами, будто срисованными с кимоно.
А в начале осени этого года бельгийский дизайнер и креативный директор дома Jil Sander Раф Симонс представил свою коллекцию «мартенсов». В коллекцию Симонса помимо традиционных ботинок вошли даже вечерние туфли из черной и коричневой золотой кожи, а также ботинки бронзового и золотого цвета.
«Мартенсы» оставили след в коллекциях многих модных домов. В разное время обувь, стилизованная под культовые ботинки, появлялась в коллекциях Chloe и Sonia Rykel. Этим летом демократичный бренд H&M также представил на суд модниц свою версию знаменитой обуви в трех цветах: черном, белом и розовом.
Российские дизайнеры также вспомнили о грубых ботинках в своих осенне-зимних коллекциях 2009/10. Анастасия Железнова, модельер бренда Anastasia Z, в своей коллекции Grunge представила одежду, которую стоит носить именно с классическими Dr. Martens.
«Мартенсы» давно уже заняли место в авангарде культа обуви, и еще много лет молодежь будет идти вперед в грубых армейских ботинках, неся в мир прекрасное.